Российский рынок судостроения и кораблестроения за год по стоимости вырос на 67%, до 230 млрд. руб. Значительно увеличился и совокупный тоннаж сданного флота. Однако количество сданных заказов упало на 8% до 94 судов. Сокращение наблюдается именно в гражданском сегменте даже с учетом заказов, срок сдачи которых неоднократно переносился, - сообщает “Ъ” со ссылкой на агентство InfoLine.
В то же время 2021 год может показать еще больший рост стоимости сданных заказов. Эксперты отмечают, что это задел прошлых лет, и не исключают падения объемов в 2022 году.
Российский рынок кораблестроения и судостроения тоннажем более 50 т сократился на 8% до 94 сданных судов. Еще было построено около 90 мелких судов и катеров (тоннажем менее 50 т). По итогам 2020 года наблюдается рост совокупной стоимости сданных судов и кораблей по сравнению с 2019 годом на 67% до 229,5 млрд. руб. Совокупный тоннаж вырос на 59% до 542 тыс. тонн.
При этом количество сданных заказов сократилось именно в гражданском судостроении почти на 18% до 62 единиц, а в военном увеличилось на 18% до 32 кораблей.
Как отмечается в исследовании, сегмент кораблестроения частично увеличился за счет флота, срок сдачи которого неоднократно переносился. Например, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) «Севмаш» сдал атомную подводную лодку с баллистическими ракетами «Князь Владимир», «Северная верфь» (входит в ОСК) передала флоту корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов», прибалтийский «Янтарь» (входит в ОСК) сдал большой десантный корабль «Петр Моргунов». Кораблестроение в 2020 году обеспечило около 34% от числа сданных заказов, а в совокупном тоннаже — только 13%.
Второй год подряд совокупная стоимость гражданских судов превышает долю ГОЗ — 126 млрд. руб. (55%) против 103 млрд. руб. (45%) соответственно, отмечает Infoline. По оценкам агентства, более 40% совокупной стоимости сданных судов приходится на ледоколы. В частности, входящий в ОСК Балтзавод завершил строительство головного атомного ледокола «Арктика» мощностью 60 МВт и стоимостью 37 млрд. руб., «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) передали «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» 25 МВт стоимостью около 12 млрд. руб.
Кроме того, в середине декабря «Звезда» сдала «Роснефтефлоту» головной танкер Aframax «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. т и стоимостью порядка 31,3 млрд. руб.
Таким образом, «Звезда» по итогам года заняла первое место в рейтинге верфей по совокупному тоннажу и второе место (после Балтзавода) по стоимости сданных судов, говорится в исследовании InfoLine.
В гражданском судостроении по количеству сданных судов лидируют сухогрузы (построено 17 штук), баржи (13 штук) и специальные суда обслуживающего флота.
Тройку крупнейших заказов 2020 года по стоимости возглавляет серия из десяти газовозов для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», следом за ним — контракт на строительство головного атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт. Оба заказа должна выполнить «Звезда». Замыкает топ-3 контракт по линии ГОЗ на строительство двух универсальных десантных кораблей «Прибой» за 80–100 млрд. руб., размещенный на судостроительном заводе «Залив».
Как отмечается в исследовании, до 2030 года перспективными направлениями будут крупнотоннажное судостроение, рыбопромысловый и ледокольный флот. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров прогнозирует, что в 2021 году стоимостные объемы ввода вырастут, причем если Балтзавод успеет сдать атомный ледокол «Сибирь», а Севмаш — подлодки «Новосибирск» и «Казань» проекта 885 «Ясень» и «Князь Олег» проекта 955 «Борей», то рост составит более 50%.